Психологические исследования показали, что постепенный переход от конкретного к абстрактному возможен только через предметную среду.
Мария Монтессори о свободе ребенка: « … то, что называют свободой ребенка, не может быть ничем иным, как постепенный отход от взрослого, становящийся возможным при помощи подходящей ребенку окружающей среды, в которой он может найти все, что ему необходимо для развития собственный функций».
Образовательная (предметная) среда – то окружение, которое включает в себя:
- светлые помещения;
- автодидактические материалы, с помощью которых ребёнок самостоятельно может приобретать знания, умения и навыки;
- библиотека для детей конкретного возраста;
- специально подобранная мебель, которой удобно пользоваться детям;
- материалы для художественного творчества;
Цель образовательной среды – это предоставление широких разнообразных возможностей в познавании и исследовании мира.
Направления дидактических материалов, с помощью которых ребёнок может приобретать знания, умения и навыки:
- по уходу за собой,
- по уходу за окружающей средой,
- сенсорика,
- русский язык,
- математика,
- геометрия,
- окружающий мир: животный мир, растительный мир, неживая природа…
Преимущества средового подхода:
- Попадая в обстановку организованной обучающей среды, дети находят дидактические материалы, отвечающие их интересу и соответствующие программе.
- Среда разделена на зоны: сенсорная, математическая, зона русского языка, окружающий мир.
- Внутри каждой зоны материалы расположены в строго определенной последовательности.
- Все дети разные. В условиях грамотно организованной среды, ребенок имеет возможность разностороннего развития в собственном темпе.
- В случае если ребенок пропустил несколько занятий или не понял какую-либо тему, он всегда может обратиться к ней снова и снова.
- Все дидактические материалы просты и понятны.
- Выработка мотивационной активности у ребенка
- Ребенок обучается самостоятельности.
- Есть возможность индивидуальной работы или коллективной.
- Работая с ними, ребенку легче понять и представить некоторые абстрактные понятия.
- Среда помогает упорядочить знания детей.
- Материал – начало новых знаний.
- Разные формы самоконтроля.
[Not a valid template]